Украинский театр. Истоки

Историю современного украинского театра стоит отсчитывать от создания Театра корифеев, а еще точнее – с постановки «Наталки-Полтавки» в 1882 году в Елизаветграде (ныне — Кировоград) в Зимнем театре на украинском языке. Усадьба одного из участников театра – писателя и актера Ивана Карпенко-Карого – стала кузницей сценических постановок. Хутор «Надежда» находился невдалеке от Елизаветграда, он стал центром лучших представителей творческой интеллигенции Украины.

Несмотря на ослабление гонений властей Российской империи украинской культуры, театр их пережил, создав несколько независимых театров – показав путь новым творческим объединениям. Следом за Театром корифеев появились театр «Солодовцев» в 1891 году, Харьковский городской театр Синельникова, театр «Общество новой драмы» Мейерхольда и ряд других театров местного значения. Украинский театр начал ставить спектакли не только по российским драматургам, но и по украинским, польским и белорусским авторам.

Революция 1905-1907 гг. отвлекла внимание российских властей от проблем национального характера. Украинский театр в числе первых воспользовался появившейся возможностью – украинские театральные труппы стали появляться, будто грибы после дождя. Практически в каждом селе, на многих заводах организовывались любительские труппы. Такими любителями, получившими народное признание и общественную любовь, стали театралы Леся Курбаса, который в 1917 году основал студию, превратившуюся в последствии в «Молодой театр». Еще через 5 лет он основал знаменитый театр «Березіль», осуществлявший свою деятельность в Харькове, и харьковский театр «Музыкальная драма». Даже будучи обвиненным в «националистических извращениях» в 1933 году после провала большевиками политики коренизации Украины, будучи сосланным на Соловки, он даже там смог создать театр самодеятельности. Он руководил представлениями таких же, как и он сам, заключенных до самого расстрела в 37-ом году.

Начало XX века для украинского театра – время сатиры, которая под юмористическим углом заставляла взглянуть зрителя на важные проблемы украинской интеллигенции. Характерными постановками стали комедии «Суета» и «Житейское море», поставленные Карпенко-Карым. Незаконченная трилогия из двух отдельных произведений задавалась чеховскими вопросами, показывая «потерявшихся» чеховских персонажей.

Марк Кропивницкий, основатель Театра корифеев, обращался к проблемам села в пьесах 1905-1907 годов «Беспорядок», «Тяжелое время» и ряда других постановок. Психологическая драма «Утерянная сила» заставлял людей молча покидать театры – так сильно вглубь них проникала проблема «преступления и наказания». Кропивницкий также переводил на украинский язык и ставил на сцене мировую драматургию: «Отелло» Вильяма Шекспира и «Жоржа Дандена» Жана Батиста Мольера.

Настоящий сценический фурор произвели постановки по поэмам Леси Украинки, написанным до 1913 года. Среди них «В пуще», «Каменный хозяин», «Кассандра» и «Лесная песня». В момент подъема национального сознания ее драматургия была особенно актуальна, так как поднимала вопросы борьбы против социального неравенства, гнета духовной жизни и по национальному признаку, проблемы философского, морального и этического характера.

Несмотря на уничтожение творческой и «инакомыслящей» интеллигенции большевиками в 20-30-х годах прошлого века, театры в Украине продолжали свое развитий, пускай и сильно замедленное политикой Советов. В 1922 году в Харькове (столица Украины в тот период) был открыт первые детский театр – Театр сказки. Еще ряд театров для детей был открыт в Киеве, Днепропетровске и Николаеве – театр имени Ивана Франко, «Пионер» и Театр юного зрителя. Интересно, что в годы Второй мировой войны многие театры так и не прекратили свою деятельность. Будучи эвакуированными как можно дальше от фронта (вначале – в Восточную Украину), театры не только продолжили свою работу, но и обновили репертуар: отныне и до конца войны их главная тема – историческая драма и героико-патриотические представления.

Интересно, что первая в Украине национальная опера появилась в 1925 году – в Харькове. В 1944 году он получил имя украинского композитора Николая Лысенко, автора таких опер, как «Наталка-Полтавка», «Утопленница», «Тарас Бульба», «Сапфо», «Энеида», «Рождественская ночь», оперетты «Черноморцы», а также целого ряда других произведений. Харьковская опера действует по сей день, в ее репертуаре более 50 произведений Джузеппе Верди, Семена Гулака-Артемовского, Николая Лысенко, Модеста Мусоргского, Джакомо Пуччини, Камиля Сен-Санса, Петра Чайковского и других выдающихся композиторов.

В 1934 году национальная опера переехала из Харькова в Киев, где соединилась с местной труппой. Новое место работы гениев оперы – зал на 1600 зрителей, крупнейший в городе в то время. На его сцене выступали Зоя Гайдай, Федор Шаляпин, Борис Гмыря, Иван Паторжинский, Леонид Собинов и десятки других выдающихся певцов СССР. Интересно, что с Национальным театром оперы и балета Украины во второй мировой войны произошел страшный, но интересный казус. Во время оккупации немецкие офицеры часто посещали оперу, о чем знало советское руководство, поэтому театр часто подвергался бомбардировке. Во время одного из выступления бомба попала прямо в купол театра, окончив свой путь в партере. Она не взорвалась сразу, и саперы успели ее обезвредить. Привыкшие ко всему зрители продолжили слушать оперу, как ни в чем не бывало.

В 1964 году Украина познакомилась с ярким режиссером – Владимиром Бортко. Театральная Одесса годы деятельности режиссера называет «времена Бортко» — яркий «шестидесятник» ставил спектакли с гражданским пафосом и душевной романтикой, которые были так близки его поколению. На его постановки «Рождество в доме сеньора Купьелло» по Эдуардо де Филиппо, «Всего тринадцать месяцев» по Юрию Дынову, «Бег» по Михаилу Булгакову и «104 страницы про любовь» по Эдварду Радзинскому съезжался бомонд со всего СССР.

Своими произведениями для выступлений театров первой трети XX века делились писатели и драматурги Ярослав Галан, Александр Довженко, Николай Зарудный, Николай Кулиш. Рядом всесоюзных наград были отмечены пьесы Павла Загребельного, Алексея Коломийца и Михаила Стельмаха. Под чутким, но требовательным руководством режиссеров Бориса Балабана, Сергея Данченко, Владимира Оглоблина и Бориса Тягно сияли такие актеры и актрисы, как Александр Голобородько, Валерия Заклунная, Виктор Ильченко, Ада Роговцева, Федор Стригун и Наталья Ужвий.