Украинские крепостные артисты

Временем появления крепостного театра считается конец XVII века. Будучи в составе Речи Посполитой (Польша) и Российской империи, находясь в своеобразной резервации, т.е. не смешиваясь с культурой Западной Европы, украинцы имели свою собственную творческую изюминку – народные песни и театрализованные представления, и обладали эстетической ценностью для шляхтичей и князей того времени.

До XVII века музыкальный инструмент выступал по большей части сопровождением песни или даже просто вокализа. Обычно таким промыслом занимались бандуристы – странствующие музыканты, а чисто музыкальное сопровождение для торжественных событий или во время народных гуляний обеспечивали т.н. «троїсті музики». Однако исполнение инструментальных композиций под влиянием европейских тенденций начало проникать в Украину. Появились т.н. «музыкальные цеха» — организации, специализировавшиеся на концертной деятельности.

Самые первые музыкальные цеха, которые также звались «братствами», появились в западной Украине – в Каменец-Подольском (1578 г.) и Львове (1580 г.). Такие цеха обладали оркестром, состоящим из скрипачей, бандуристов, цимбалистов, игроков на бубне и др. Примечательно, что такие объединения имели свой устав, который утверждался городским магистратом, а также знаки отличия – значки, печать и эмблему коллектива. К примеру, цветок шафрана был символом Киевского музыкального цеха, образованного в 1677 году. Известно, что Киевский цех быстро стал монополистом в своей нише – его музыканты выступали на мероприятиях киевского магистрата и местной знати. Примечательно, что киевские музыканты выбили исключительное право выступать на приватных мероприятиях – у мещан, в шинках, на похоронах, свадьбах и т.п. Сегодня такую агрессивную политику можно смело назвать способом вытеснения конкурентов с рынка – бродячих музыкантов.

Устав братств не был формальным документом, он регламентировал отношения в музыкальном коллективе. По нему выбирался глава – цехмастер, — а также регулировались денежные отношения. Так, при вступлении в цех человек обязан был заплатить «не более талера» за членство, а за свою деятельность он обязан брать «умеренную» плату. Если человек нарушал какое-то из положений, его могли исключить на общем собрании, созванном цехмастером. Репертуар этих братств составляли не только песни и танцевальные композиции, но и марши. Известно, что пик популярности музыкальных цехов выпадает на XVII-XVIII века, однако «монополиста» начали вытеснять городские оркестры и крепостные музыканты. Знать здраво расценила, что, согласно положению вещей того времени, можно не платить за полусвободные концерты неизвестных трупп, а наслаждаться творчеством подневольных людей.

Мода на «личные» театры пришла в Украину в середине XVIII века – вместе с модой на стиль рококо и вообще на все европейское. Вельможи и всевозможные магнаты начали организовывать свои усадебные оркестры и крепостные театры. К 1765 году можно было смело говорить о массовости этого явления.

В 1751 году последний гетман Запорожского войска Кирилл Розумовский организовал одну из первых капелл. Дирижером крепостной капеллы стал чех Карл фон Лау, он же играл на валторне (медный духовой музыкальный инструмент, напоминающий закрученную трубу). Одна из первых капелл такого рода долгое время считалась и одной из лучших на украинских землях. Руководителем крепостной труппы был отец Марии Заньковецкой (актрисы первого национального украинского театра – Театра корифеев) Константин Адосовский.

Конкурентом Разумовского стал Дмитрий Ширай – помещик Черниговской губернии (Черниговская область Украины и Белгородская область России), организовавший театр в российском селе Спиридонова Буда. Его театр насчитывал более 200 душ! Среди них были оперные певцы, хор, оркестровая и балетная труппы. Примечательно, что Ширай, в отличие от других помещиков, развивал театр исключительно с целью получения прибыли. Театр существовал до раздела двух областей на украинскую и российскую с приходом к власти большевиков.

Толчком к организации театров и оркестров из крепостных крестьян стал указ от 1762 года Петра III (которого в этом же году свергла его жена – Екатерина II Алексеевна), согласно которому дворяне получали ряд вольностей, в т.ч. получили возможность расширить свои поместья и земли. Конечно, театры на базе людей самого нижнего социального статуса, фактически рабов, зачастую имели низкое качество подготовки и исполнения. Они были лишь «забавой для панов», способом лишний раз использовать человеческий ресурс по своей прихоти. Тем не менее, эта «забава» возымела серьезное значение в творческой истории Украины. Крепостные творческие объединения начали повышать культурный и музыкальный уровень не только населения, но и «элиты общества».

Ряд крепостных трупп получил известность по всей Украине и даже за ее пределами. Среди них оркестр, организованный известным российским военным деятелем и управляющим Малороссии с 1761 по 1796 годы Петром Румянцевым-Задунайским в селе Вишеньки, тульчинский оркестр (Винницкая область), основанный магнатом и претендентом на польский престол Станиславом-Щесным Потоцким, оркестры в Глухове (Сумская область) и Яготине (Киевская область) Кирилла Розумовского, оркестр помещика Алексея Будлянского в селе Серебрянное (Черниговская область). Еще ряд снискавших славу музыкальных оркестров был организован в Киеве, Скоринке, Стародубе и Романове.

Появление талантливых музыкантов не оставалось незамеченным, и т.к. крепостной не имел практически никаких прав, его могли легко забрать из села в город для выступлений в составе нового оркестра или театра – вдали от семьи и друзей. Такими силой выдернутыми из привычной жизни для выступлений в главных городах Российской империи стали Максим Березовский (певец, скрипач, композитор духовой музыки и дирижер), памятник которому установлен в Глухове, Дмитрий Бортянский (певец, композитор, автор шести опер, целого ряда камерных, хоровых и двуххоровых произведений, создатель нового для музыки типа хора), Михаил Щепкин (один из известнейших актеров своего времени, которого украинский писатель Иван Котляревский выкупил из крепостничества), а также целый ряд других известных в искусстве личностей.

Сегодня украинцы и туристы могут воочию увидеть одно из мест проведения концертов крепостными крестьянами. Усадьба «Круглый двор» построена в 1749 году и находится в Сумской области, в городе Тростянец. Это одна из самых известных и необычных в украинской архитектуре усадеб. Предназначенный для обороны от татаро-монголов бастион служил сценой для десятков актеров, которые жили в ее оборонных башнях.

Упомянутая ранее усадьба Яготин Разумовского – уникальное по своей значимости для истории музыки место. В ней сохранилась нотная библиотека. Интересно, что в те годы ноты наносились особым способом гравировки – долгим и трудоемким. Наличие такой библиотеки говорило о статусе ее владельца лучше, чем богатые одежды, поэтому ее могли себе позволить единицы. Здесь же находится составленный по приказу Разумовского нотный каталог – магнат не собирался продавать библиотеку или дарить ее. Пополнялась библиотека и после смерти Кирилла Розумовского. В ней появлялись недостающие страницы, а также значительно более дешевые рукописные копии нот. Значение библиотеки огромно, т.к. она дожила до наших дней в практически нетронутом состоянии – содержимое полузаброшенной, будто бы забытой усадьбы вывезли в Киев в 1918 году. Другим библиотекам повезло меньше – их нещадно разворовывали, продавая ценнейшие экземпляры за границу или сжигая их вместе с поместьями. Те, которым повезло избежать такой участи, были вывезены в Москву.

Ликвидация крепостного права и профессиональный рост «вчерашних» крестьян привели к упадку крепостных театров, оркестров и капелл. К 1855 году в этих творческих объединениях можно было встретить не только крепостных, но и наемных артистов. В течение довольно короткого промежутка времени это явление – крепостной театр – практически полностью исчезло из жизни Российской империи: актеры, музыканты и певцы начали массово покидать свое прежнее место службы. Кто-то полностью сменил род деятельности, кто-то ушел в городские театры, имея многолетнюю практику. С отменой крепостного права 3 марта 1861 года исчезли последние крепостные творческие коллективы.